Из-за чего возникает динамическая афазия

Лечение моторной афазии: общие принципы

В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.

Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.

Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.

Дети дошкольного возраста не могут страдать от многих типов этого заболевания по причине того, что у них речевой аппарат сформировался не до конца и существенно отличается от механизма артикуляции взрослого.

Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:

  1. Афазия Брока или эфферентная моторная – поражение локализуется в одноимённом центре коры головного мозга. В данном случае речь состоит из коротких фраз, нарушена структура предложения. Сопровождается нарушениями письма и чтения.
  2. Афферентная моторная афазия. Проявляется из-за нарушений в работе задней центральной извилины. Такие больные долго подбирают правильные по смыслу слова, могут менять звуки в словах.
  3. Сенсорная или афазия Вернике. Поражение находится в центре понимания и анализа речи. Такие пациенты используют в речи слова, которые не несут в данном контексте сказанного никакого смысла.
  4. Амнестическая афазия. Человек испытывает трудности с названием предметов, но знает их назначение.
  5. Семантическая афазия. Сниженная способность понимания взаимосвязи слов с грамматическими конструкциями. Сложные предложения могут не пониматься такими пациентами, падает скорость чтения, письма.

Афазия Вернике

Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:

  • нормальное звукопроизношение;
  • в речи присутствуют звуки, не имеющие смыслового контекста;
  • пациенты думают, что окружающие люди понимают их речь;
  • могут наблюдаться сложности с понимание устной речи и письма;
  • наличие ошибок при чтении (алексия);
  • наличие ошибок в письме (аграфия);

Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.

Афазия Брока

Из-за чего возникает динамическая афазия

Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.

Разработана классификация, разделяющая моторный тип заболевания на различные формы. Больной с таким нарушением имеет нечленораздельную речь, вследствие повреждений речевых отделов мозга. Формами моторной афазии являются:

  • Моторная афферентная или моторная афферентная кинестетическая (артикулярная).
  • Моторная эфферентная или моторная афазия Брока.
  • Моторная динамическая.

В практике встречаются смешанные афазии. На развитие, характер, протекание влияют ряд факторов:

  • локализация;
  • особенности нарушения кровообращения мозга;
  • степень поражения.

В зависимости от этих факторов может возникать грубая, частичная моторные афазии.

Есть четыре типа тяжести афазии:

  • Легкая степень. Характеризуется незначительным замедлением речи и сокращением словарного запаса больного. Пациент использует слова, но иногда может их использовать в другом значении.
  • Умеренная. При умеренной степени наблюдается ограничения в устной речи, использование простых фраз. Речь пациента неактивна, затруднено использование предлогов в своей речи.
  • Выраженная. Резкое ограничение речевого аппарата. Активное использование мимики и жестов. Речь состоит из простых фраз.
  • Тотальная. Отсутствие речи и понимания окружающих. Пациент полностью безмолвен.

Коррекция напрямую зависит от степени тяжести афазии и для коррекционной работы требуется разное время, упражнения, программы.

Этот термин ввел в оборот А.Р Лурия в 1969 году. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений, часто протекающая параллельно с эфферентной формой. Она характеризуется развитием грубой моторной афазией, преодоление которые занимает много времени и усилий. Происходит такая форма при поражениях постцентральных отделов головного мозга, вторичных зон речи, расположенных в корковом отделе.

Грубая форма афазии затрагивает оральный и артикуляционные механизмы. Такие пациенты могут осуществлять только имитацию оральных поз, устная речь для них недоступна. Экспрессивная речь образуется сочетанием работы всего артикуляционного аппарата – губы, язык, гортань, мускулы лица. Регуляция осуществляется непрерывной афферентацией – определение состояния речевых органов корой мозга. При таком поражении этот механизм повреждается либо полностью прекращает свое функционирование.

Нарушение происходит в двигательном звене речевого аппарата вследствие поражений премоторной зоны. Наблюдается сложности при смене артикуляционных поз, заторможенность речевого процесса, диспросодия, персеверации, расстройства письменности. Диагностируется эфферентная моторная афазия невролого-логопедическим обследованием, МРТ коры головного мозга. При необходимости назначается люмбальная пункция.

Процесс коррекции проводится логопедами, неврологами. В зависимости от тяжести, назначается медикаментозное лечение. В 1861 французский хирург Поль Брок впервые определил отдел мозга, находящийся в нижней извилине лобной части левого полушария, были установлены его функции. В дальнейшем этот отдел получил название в честь своего первооткрывателя. Данный центр несет на себе моторное речевое значение.  При его поражениях появляется моторная разновидность.

Основными причинами являются:

  • Нарушения в кровообращении мозга. Это может быть связано с атеросклерозом, тромбоэмболией, спазмами.
  • Инфекции. В эту группу входят энцефалиты, абсцессы в мозгу, менингоэнцефалиты.
  • Травмы головы. Повреждения коры мозга вследствие ушибов, падений, ударов. В результате травм образуется гематома, оттеки, которые влияют на работу этих центров.
  • Опухоли. Злокачественные и доброкачественные опухоли в головном мозге создают компрессии (сдавливания) соседних отделов.
  • Эпилепсия.
  • Дегенеративные проявления. К ним относятся рассеянный склероз, разрушение миелиновой оболочки клеток.

На лечении и коррекции афазии специализируется логопед-афазист. Часть терапии осуществляется родными пациента. Это процесс длительный, предполагающий растормаживание речи и создания у больного психологического настроя на процесс терапии. Одним из эффективных методов лечение является прослушивание и напевание известных песен (по возможности).

Главной целью терапии является восстановление произношения. Для этой задачи используются:

  • ритмичное проговаривание или отстукивание при каждой фразе;
  • рисование;
  • классификация окружающих предметов по определенным признакам (цвет, размер, назначение);
  • устный счет.

В последнем пункте вначале проводится счет до десяти, затем можно перейти к проговариванию дней недели. На начальных этапах терапии чтение и письмо не используются. На поздних этапах, логопед подключает работу со звуками и буквами.

В данном случае необходимо проводить коррекцию нарушений внутренний речи пациента, восстановление возможности артикуляции. Для этого есть упражнения:

  • ситуативный диалог, напоминающий ролевую игру;
  • работа с текстами (ответ на вопросы после прочтения в режиме ответов «да» или «нет»);
  • использование сюжетных рисунков;
  • использование логопедических карточек;
  • чтение вслух пациенту и если возможно, им самим.

Логопедами часто используется еще составление предложений или фраз. Они должны быть не длинными и не иметь в составе сложных слов.

Терапия направлена на восстановление понимания речи окружающих. Для этого применяются:

  • картинки с предметами, частями тела;
  • игра «да-нет»;
  • использование простейших речевых конструкций;
  • сортировка карточек по определенному смыслу;
  • рисование и написание слов, букв;
  • пересказ прочитанного текста;
  • составление рассказы используя сюжетные картинки.

Пациент должен читать текста, написанные разными шрифтами под контролем логопеда. Выздоровлением считают увеличение лексикона и переход к более выполнению более сложных заданий.

Сенсомоторную афазию у детей часто путают у детей с алалией. Основным отличием является регрессированная развитая речь у ребенка. Проявляется такая форма афазии в следующем:

  • Развитие патологии идет быстрым темпом. С такой же скорость проходит и восстановление речевого аппарата.
  • У детей младших классов сенсомоторная форма проявляется скудными симптомами.
  • Для речевого регресса свойственен возврат речевых функций или их компенсация за счет соседних отделов головного мозга.

Характерной чертой сенсомоторной афазии – аналогичные симптомы у детей и взрослых. У обоих пропадает сформированные речевые функции. Для нее характерны неврологические синдромы, снижающие речевой синдром.

Отличием между детьми и взрослыми состоит в том, что у них различные стойкости речевых нарушений. Дети имеют менее стойкую афазию, которая заметно только с острой фазе развития болезни. Дети также быстрее и проще от нее избавляются. Для взрослых требуется больше времени и усилий. Это обусловлено разницей в уровне развития речи, структуризации отделов мозга (у детей она более пластична).

Диагностика занимает у логопеда 10-60 минут. Специалист ставит диагноз, степень тяжести, выраженность, особенности протекания заболевания. Во время острого периода обследование ребенка затруднительно либо вовсе невозможно. Это продиктовано причинами плохим общем самочувствием ребенка, высокой утомляемостью.

  • состояние артикуляционного состояния;
  • способность распознавать и понимать речь окружающих;
  • сохранность устной речи;
  • сохранность письма, чтения;
  • состояние моторной функции – подвижность языка, нёба, челюсти.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной
формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой
акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь
воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих
и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не
всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с
инсультом или травмой.

Из-за чего возникает динамическая афазия

При сенсорной
афазии с трудом улавливается на слух корневая
лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается
потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова
может быть «воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит:
«Это что-то маленькое, а что не знаю”.

Речь у
больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов,
словосочетаний, что получило название «жаргонофазии” или «речевой окрошки”.

Из-за
нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев,
постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании
номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с
правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.
Например, при назывании яблока произносится: «ну как же, я отлично знаю, что
это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении
появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении
места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но
чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная
речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния
фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной
акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

Диагностика по картинкам

Различают два
типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных
отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется
полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,
переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

Предлагаем ознакомиться  Язвенный колит кишечника — что это такое, причины, симптомы, лечение и правильная диета

При первом варианте
афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия
артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.
Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и
языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,
дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова
тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе
комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается
быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью
выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические
особенности нарушения понимания.

Это связано с вторичным нарушением
фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в
распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со
звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,
сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств
языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в
понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в
понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,
что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием
фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения
чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В
процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто
опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при
письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются
все артикуляционные трудности, т.е.

При втором
варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в
слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала
все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии
звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит
две точки над «д».

У нескольких
пациентов проходяших нейрореабилитацию после инсульта в клинике «Времена года»
среди прочих нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью
речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам
и повторам. Это объяснялось невозможностью своевременного переключения с одного
артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а иногда делают
полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Что такое

Звуковая
структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается,
но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной.
Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной
моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение
чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или
фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв
из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах
восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин
выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие
род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

Афазия Брока

Сенсорная афазия – расстройство речевого аппарата, спровоцированное поражениями височных долей мозга ребенка. У взрослых причиной является инсульт. При данном типе, пациент отчетливо слышит речь, но не может понять ее смысла, могут быть нарушены вербальные навыки коммуникации. Другое название сенсорного типа – афазия Вернике.

Также отличается коррекционная работа для детей и взрослых, имеющие одинаковый диагноз – сенсомоторная афазия, даже если они имеют одинаковую степень тяжести. Лечение проводится по двум направлениям:

  • Врачебная. Устранение системных заболеваний, которые стали причиной нарушения речи.
  • Медикаментозное. Назначаются специальные препараты, способствующие нормализации функции мозга, улучшению кровообращения.

Дополнительно могут быть показаны физиопроцедуры, лечебная профилактика, массаж и другие. Занятия с логопедом проводят до трех лет и зависят от вида сенсомоторной афазии и ее тяжести. Если работа проходит с подростком, используются методы для взрослых, если с ребенком – занятия имеют игровую форму.

Существует много форм афазий, классификация которых проводится по ее особенностям течения, причин появления, методов терапии.

Афферентная афазия

Причиной являются повреждения премоторных участков коры мозга. Проявляется она в многократном повторении определенного звука, так как пациент не может изменить артикуляционную позу. Речь прерывистая, наличие готовых речевых штампов. В большинстве случае, у пациентов встречается смешанный тип – афферентный и эфферентный. Это проявляется комплексными симптомами обеих типов афазии и носит название сенсомоторная афазия.

Нельзя считать афазию психическим заболеванием, психика пациента и уровень интеллекта не страдает. К больному нужно относится с пониманием, нельзя повышать на него голос, кричать, выражать недовольство им. Такие действия приведут к ухудшению психологического состояния пациента. Нужно говорить медленно, без использования длинных сложных предложений, свести к минимуму жестикуляцию.

Эфферентная

Чаще осложнения такой афазии случается у детей, что связано с особенностями работы нервной системы у детей. Ее признаками являются:

  • повторение слов в своей речи;
  • невозможность строить предложение целиком;
  • отсутствие полной речи при тяжелой степени;
  • грамматические и фонетические ошибки в речи ребенка;
  • неспособность поддерживать разговор.

Для точного диагностирования требуется анализ детской речи, его слуха и памяти, интеллекта. Одной из самых точных методик является тесты на память цепочек слов. В ряде случаев назначается МРТ мозга, биопсия, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга.

Возникает у людей со сформированной речью и навыками. Представляет собой агнозию речи – нарушения в способности понимать и анализировать обращенную к нему речь. Выявил и впервые описал ее психоневролог Карл Вернике. В его честь и называется данный тип афазии. Наблюдается она как следствие ишемических инсультов, последствия травм головы. Наблюдается чаще у людей старше 50 лет.

Наличие негрубых нарушений в понимании речи, смысла слов. Заметны незначительные нарушения в своей устной речи. Для данного типа характерны нарушения повторения слов. Такие пациенты повторяют первое слово и последнее, в результате чего окружающие не понимают из сказанного никакого смысла.

Семантическая

Возникает семантическая афазия при поражениях в височно-теменно- затылочной части левого полушария. Характеризуется нарушенным понимание семантики речи, сложных предложений, акалькулией, зрительно-пространственным гнозисом. Диагностика строится на основе логопедического, неврологического обследования. Работа логопеда проводится поэтапно, с параллельной этиопатогенетической терапией и восстановительным лечением.

Динамическая

Симптомы динамической афазии

Причины

Независимо от степени тяжести заболевания или вида, пациент всегда страдает от общего нарушения речи. Такая особенность наблюдается в связи с тем, что первичное нарушение одной или другой стороны речевого процесса неизбежно поведет за собой вторичный распад функциональной системы.

Поскольку у пациента возникают трудности с переключением с одного речевого элемента на другой, при разговоре больной с любой формой афазии страдает от постоянной перестановки слогов и звуков, а также литературной парафазии, персеверации, контаминации. Также в этом случае у пациента наблюдаются следующие видимые отклонения:

  • «телеграфный» стиль речи;
  • гипотония;
  • продолжительные паузы;
  • отклонение ритмико-мелодической стороны произношения.

Что касается речевых отклонений касательно отдельных звуков, при афазии этого не наблюдается. Но при этом пациент всегда страдает от нарушений с письмом и чтением. При динамической афазии, несмотря на то, что правильность произношения отдельных звуков и коротких фраз сохраняется, спонтанная повествовательная речь станет для больного неподъемной ношей.

Также в этом случае резко снижается вербальное общение. В речи всегда будет присутствовать персеверации и эхолалии. Что касается сохраненных функций, к ним можно отнести самый элементарный счёт, чтение и письмо.

Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:

  • речь быстрая, сбивчивая;
  • повторение слов, фраз, предложений по несколько раз;
  • синтаксические и грамматические ошибки в речи;
  • неправильное произношение звуков;
  • понимание не страдает и полностью сохраняется.

Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:

  • быстрая плавная речь;
  • персеверация не затронута;
  • грамматика, синтаксис у норме;
  • наличие в речи несуществующих слов;
  • ошибки при письме и речи.

Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.

Данный вид психического расстройства отличается от остальных типов афазий. Впервые её смогли диагностировать и вывести в самостоятельный вид расстройства в середине прошлого века. Последствия, возникающие при этом психическом расстройстве, были исследованы и открыты Карлом Клейстом. Позже Александр Лурия также плотно занимался исследованием возникающих нарушений речи, используя отличную от Клейста методологическую базу.

Результатом труда учёных стало полное описание причин и последствий данного психического расстройства, затрагивающего речевые функции, при этом имелись расхождения в определении симптоматики и степени расстройства речевого центра. В современной нейропсихологии используют наработки исследований обоих учёных.

Виды афазии

Какие бывают афазии

Основной особенностью такого типа афазии является сохранение отдельных функций речи в отличие от общей формы заболевания. Динамическая афазия возникает при поражении лобных долей мозга, в которых расположены центры, отвечающие за речь. Когда развивается динамическая моторная афазия, то пациенты не теряют способность говорить и писать полностью, как в случае с общей афазией. При видимых сохранённых речевых функциях наблюдается ряд нарушений, указывающих на заболевание:

  • пациент не может составить произвольное высказывание;
  • расстроен грамматический порядок предложения;
  • появляются сложности при использовании глаголов;
  • отсутствует склонение существительных;
  • опускание предлогов в предложении;
  • использование речевых штампов и шаблонов.

Заболевание характерно тем, что человек, страдающий таким нарушением, имеет дефект сложного порядка. Видимых нарушений произношения звуков, артикуляции не наблюдается. Больной в состоянии ответить на простые вопросы, но на уровне автоматического использования речи функции работают нормально. Проблема для больных начать монолог или активный диалог.

Динамическая моторная афазия бывает разной тяжести. Различают следующие формы расстройства:

  1. Лёгкая — при ней отмечается способность пациента отвечать на простые вопросы с использованием словоформ из них для составления ответа, неверное использование падежей. Разговор ведется в среднем темпе, способность следить за развитием событий сохраняется. Могут возникать сложности при проведении логопедических тестов с картинками.
  2. Тяжёлая — полностью исчезают навыки активного общения, на вопросы отвечают «эхом», вплоть до воспроизведения движений собеседника. Самостоятельно сформулировать высказывание больной не может. Теряется способность воспринимать предложение в целом воспринимаются только отдельные слова.Что такое динамическая афазия

Состояние динамической афазии может возникнуть вследствие перенесенных заболеваний инфекционного характера. При имеющихся нарушениях сердечно-сосудистой системы в острых проявлениях в случае черепно-мозговых травм, новообразований в головном мозге и оперативных вмешательств, в связи с этими состояниями.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая
афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе
лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью
слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,
относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением
возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:
рука-дом-небо и т.д.)

Предлагаем ознакомиться  Какие признаки столбняка при ране?

При
акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным
дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная
сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности
коммуникации. Слухоречевую память этих больных
отличает большая инертность.

Нарушение
объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям
понимания при этой форме афазии длинных,
многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом
ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной
речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии
музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких
методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической
афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности
удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении
зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его
зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится
неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,
специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова
(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные
понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не
только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь
фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3
слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует
вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной
речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного
аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,
существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная
сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под
диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой
памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой
повторить каждый фрагмент фразы.

При
акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.
Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Причины нарушения

Сенсорный тип афазии может появиться по ряду причин. У взрослых к этому могут привести болезни связанные с сердечно-сосудистой системой. Как правило это инсульты. Это речевое нарушение – следствие органического поражения речевых отделов.

Эти повреждения происходят после периода формирования артикуляции. Распространенной причиной являются травмы головы – ЧМТ, воспаления в мозгу, произошедшие после энцефалита, лейкоэнцефалит, опухоли, ряд заболеваний центрально-нервной системы, перенесенные операции на головном мозге. Для детей главной причиной являются травмы, инфекции, воспаления, сосудистые заболевания. Афазия имеет три типа этиологии:

  • сосудистая;
  • травматическая;
  • опухолевая.

Сосудистые поражения имеют различную природу происхождения. Это могут быть инсульт, инфаркт, проблемы с кровоснабжением головного мозга. В свою очередь они также подразделяются на более узкие медицинские причины. Травмирование может быть открытым и закрытым. Они оба могут привести к повреждения речевых центров.

Динамическая афазия возникает при очаговом повреждении мозга в лингвистически-доминирующем полушарии.

Повреждение мозга бывает 2-х типов:

  • очаговое (ограниченное);
  • диффузное (рассеянное).

Клиническая картина афазии предопределяется локализацией, степенью поражения ЦНС, возрастом человека. Для начальной стадии заболевания обычно типична тяжелая степень расстройства, клиническая картина со временем меняется. Причины синдрома динамической афазии могут быть разными. Наиболее распространенные факторы включают в себя:

  • инсульт;
  • церебральную ишемию и кровотечение;
  • мозговую коммоцию;
  • ушиб и сжатие мозга;
  • мозговые опухоли;
  • интоксикацию ЦНС (наркотики, алкоголь, токсичные химические вещества и т.д.);
  • болезнь Альцгеймера.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая
афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга
— теменной, затылочной и височной. В основе нарушения речи по типу
амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова,
обеднение ближних и далеких связей слова.

Семантическая
афазия сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией,
апраксией позы пальцев. У больных с семантической афазией сохраняется понимание
элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в
лес. Они будут собирать грибы. К вечеру, они должны вернуться домой». Такие
фразы могут состоять из 7-11 элементов и быть свободно поняты больными с этой
формой афазии.

Больные хорошо
понимают значение отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или
ложку справа вилки, но не могут расположить три предмета. Больные не могут
ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Миши и ниже
Васи».

Трудности
возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических
словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа «брат отца» — «отец
брата» и т.д.

Больные
затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих
причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и
причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова,
не обнаруживается в них переносный смысл.

Экспрессивная
речь, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует
выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных
лексических комплексов, отчего лексика становится семантически бедной. Бедность
лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных
оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая
интонация в речи отсутствует.

Письменная
речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало
сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Сокращается употребление
прилагательных. Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные
путают направление действий при решении многозначных арифметических
примеров, они испытывают определенные
арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом
записывают со слуха многозначные числа.

Классификация и виды (таблица)

Афферентная моторная афазия Повреждения в нижнем отделе центральной зоны ГМ Неспособность совершать некоторые движения языком, губами, артикуляционными мышцами, но есть возможность делать их непроизвольно. Проявляется данный тип в:
• сложности с артикулированной речью;
• неправильная артикуляция;
• поисках артикуляции.
Эфферентная моторная афазия Поражения в премоторной зоне В норме должна обеспечиваться смена артикуляции.
При очаговости появляется патологии в артикуляторных актах. Появляются персеверации, затрудняющие смену артикуляционных поз. Речь рванная, прерывающаяся на фрагментах и высказываниях.  Проявляются системные нарушения — проблемы с чтением, письмом, пониманием речи окружающих.
Динамическая афазия Поражения локализуются в лобном отделе левого полушария. Проявляется   речевой аспонтанностью  и инактивностьюи. Есть два типа:
Проявляется нарушениями в речевом программировании. Пациенты используют речевые штампы, которые не требуют деятельности так называемого речевого программирования. Такая речь бедна, простой структурой. Наблюдаются нарушения в грамматической структуре. Для этого типа свойственен аграмматизм, проявляющийся ошибками в согласованности. Речь простая и односложная. Трудности в произношении незначительны.
Сенсорная (акустико-гностическая) афазия Поражения зоны Вернике Первичным дефектом является слуховая агнозия, которая является основой фонетического слуха. Такие пациенты не могут диффиринцировать фонемы, выделять звуки из речи. Такие нарушения обусловливают грубые нарушения  речи— понимания.
Акустико-мнестическая афазия Средние и задние отделы височной области Дефект проявляется в сфере слуховой  деятельности. Больной не может держать в памяти услышанное. Сокращается объем общего запоминания. Вследствие чего возникают трудности с пониманием больших текстов, статей. В своей речи сокращается словарный запас.
Семантическая афазия Поражения теменно-затылочных областей Характерен импрессивный аграмматизм — непонимание сложной речевых оборотов.

Ранняя детская афазия

У детей афазия случается реже чем у взрослых, и она сильно отличается по своему течению, коррекции, проявлениям. Чем меньше ребенок возрастом, тем больше она схожа с алалией. Другими словами, она по своим симптомам является не нарушением, а недоразвитостью речевого аппарата. В старшем возрасте афазия более склонна к взрослой.

У детей она проявляется с меньшей стойкостью, диффузно. Мозг ребенка еще развивается, формируются его отделы, образуются интенсивно нейронные связи, следовательно, повреждение не проявляется в полной картине. Функцию пострадавших клеток берут на себя соседние участки.

Прогноз для детей более благоприятен, чем для взрослых. У детей нет богатого речевого опыта, которые есть у взрослого. Навыки еще не развиты и не сформированы. Особенно это касается письма и чтения, если говорить о маленьких детях. Логопедическая коррекция не может опираться на них. Как правило у детей с афазией чаще случается аграмматизм.

Афазии у детей относятся к группе полиэтилогических нарушений ЦНС. Они отличаются полной или частичной потерей речи. В области педиатрии такие случаи встречаются не часто. В общей статистике страдающих афазией, на детей приходится лишь 1%.

Причины афазии у детей и взрослых одинаковая. У детей больше преобладает травмирование мозга. Сходство заключается в том, что для обоих характерно повреждение уже сформированного речевого аппарата. В этом заключается схожесть симптомов – нейродинамичиские нарушения, сопутствующие синдромы.

Для детей свойственен нестойкий характер заболевания, быстрое восстановление речевых навыков. Однако данная проблема с детьми является изученной еще недостаточно. Это касается и коррекционно-восстановительный процесс.

Самой распространенной классификацией детской афазии является разделение, разработанное А.Р. Лурии. В нее входят:

  • афферентный моторный;
  • эфферентный моторный;
  • динамический;
  • сенсорный (акустико-гностический);
  • акустико-мнестический;
  • семантический.

Самой редкой формой для детей является семантическая афазия, по причине недостаточной сформированностью участков коры головного мозга. До 12-13 лет такой диагноз не может быть поставлен. В острый период нельзя провести полное логопедическое обследование ребенка. Особенности острого периода выражаются и недостаточным психологическим развитием.

Для детей дошкольников подбираются особые диагностические методы, схожие с детьми, страдающими ОНР. Используется наблюдение за ребенком. Диагностика проводится сбором информацией о физическом, речевом, психическом развитии. Особое внимание уделяется на то, насколько была развита речь ребенка до момента возникновения афазии.

  • Логопед должен провести беседу с ребенком, его родителями.
  • Осмотреть пациента используя лабораторные и инструментальные подходы.
  • Должна быть установлена этиология, динамика развития с момента образования до текущего состояния.
  • Должны быть оценены способность писать, читать, считать.

Лабораторные анализы не дают должного эффекта. Они могут указать на причину появления нарушения. В качестве инструментальной диагностики ребенку проводится:

  • исследование МРТ;
  • ЭЭГ;
  • рентгенография;
  • КТ.

ЭЭГ нужно для определения активности участков коры, наличия эпилептиформных припадков.

Лечение у детей предполагает использование специальных программ, проводящийся логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов, прямым и непрямым методами. Прямые способы проводятся на ранних сроках и включают в себя активирование резервных способностей клеток головного мозга.

Непрямые способы должны компенсировать утерянные функции посредством функциональной перестройки отделов головного мозга. В качестве материалов используются карточки, картинки, специальное компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность обучения зависит от ряда факторов:

  • форма заболевания;
  • тяжесть;
  • длительность болезни;
  • причина возникновения;
  • возраст ребенка;
  • момент начала проведения восстановительной терапии.

Мозг ребенка пластичнее, чем у взрослого. Восстановление при лёгких поражениях проходят быстрее. При структурной афазией в легкой степени, речевые способности восстанавливаются в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести на это может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клеффнера кроме обучения потребуется медикаментозное лечение.

Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Динамическая афазия – это нарушение способности вербального выражения. Человек не может выражать свои мысли, составлять предложения. Спонтанная речь сводится к односложным ответам. Нарушенное понимание более сложных предложений, но проблемы с именами или повторениями отсутствуют. Также учитывается расширение очага поражения, следовательно, усиливается влияние на интеллектуальные способности человека.

Отличия между отдельными типами расстройства обусловлены пораженными участками мозга. При конкретном типе афазии поражается определенный блок и зона.

Мозг имеет 3 функциональных блока, обеспечивающих сложные психические процессы:

  1. 1 блок. Регулирование сознательного состояния. Играет роль в управлении бодрствованием, сознанием. Его поражение напрямую связано с опасными для жизни условиями.
  2. 2 блок. Участвует в получении, обработке и хранении информации, получаемой извне через органы чувств (зрительные, слуховые, кинетические).
  3. 3 блок. Обеспечивает большую часть исполнительных процессов, планирование и осуществление деятельности организм. Этот блок регулирует и контролирует психическую деятельность, отвечает за последовательность действий.
Предлагаем ознакомиться  Через сколько действует успокоительное

Зональное разделение включает 3 зоны:

  1. Первичная зона. Служит для получения импульсов и информации от органов чувств.
  2. Вторичная зона. Обрабатывает информацию, полученную из первичной проекционной зоны, затем передавая ее в третичную зону.
  3. Третичная зона. Это область символических процессов, оперирующая словесным значением, сложными грамматическими и логическими структурами, числовой системой, абстрактными отношениями.

Отдельные блоки в процессе развития дифференцируются постепенно. Предпосылка к нормальному развитию — не пораженные первичные зоны, из которых исходит развитие других зон. В психологической активности человека ведущую роль играет доминирование третичной зоны.

Тип афазии Динамическая Эферентная моторная Афферентная моторная
Основные признаки Неспособность вербального выражения Нарушение артикуляции Нарушение членораздельной речи
Вторичные признаки Недостаточное повторение Влияние на беглость движения при чтении и письме Расстройство артикуляции гласных
Локализация Прецентральная Прецентральная Постцентральная
Блок III III II
Зона Третичная Вторичная Вторичная
Тип афазии Сенсорная Акустико-амнестическая Семантическая
Основные признаки Нарушение понимания Расстройство артикуляции Нарушение грамматической структуры
Вторичные признаки Расстройство фонематического слуха Неспособность запомнить слова или слоги Искаженное исчисление и ориентация в пространстве
Локализация Постцентральная Постцентральная Постцентральная
Блок II II II
Зона Вторичная Вторичная Третичная

Расстройство появляется вследствие поражения следующих частей головного мозга:

  1. Кортикальная область – место поражения находится преимущественно в лобной доле, на теменной и лобно-височной границе.
  2. Блок – III.
  3. Зона – третичная.

Данная афазия
возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи,
полушария, блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. И
для динамической афазии характерен
основной речевой дефект — это трудность, а иногда и полная невозможность
активного развертывания высказывания.

В основе при
динамической афазии лежит нарушение спонтанного развернутого высказывания. При
пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой
фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Могут
наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов, особенно при
воспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, и.т.д. Подсказ
первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность
протекания речевого поиска слов. Испытываются значительные трудности при
задании произвести обратный порядковый счет. Например, от десяти к одному.

Для
динамической афазии характерно сохранное чтение и письмо. Элементарный счет при
динамической афазии остается сохранным, но при данной афазии резко нарушается
решение арифметических задач, требующих построение плана действий.

Органические поражения
двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК
(ишемический инсульт, кровоизлияние) способствуют не только нарушению речи в
виде афазий, но и таким нарушениям речи как дизартрия.

Впервые синдром динамической афазии был подробно разобран Карлом Клейсом в 1934 году. Изначально он полагал, что эта форма патологии поражает только спонтанную речь пациента. Уже со временем эту теорию решил пересмотреть другой ученый – А.Р. Лурией. Он был уверен в том, что динамическая афазия относится к отклонениям развернутой спонтанной речи, при которой сенсорное и моторное звено имеет шансы на сохранение.

Отличительной чертой динамической афазии по сравнению с афферентной афазией, является нарушение не только устной речи, а и дефекты в построении письменной. Сюда же относятся отсутствие понимания определённых видов текста и невозможность выполнения поставленных мысленных задач.

Данная форма патологии означает, что больной страдает от проблем с возможностью построения таких видов речи, с целью сложения которых нужно спланировать в мыслях структуру, а также письменную и устную речь, развернутую монологическую речь, понимание длинных текстов с возможностью их пересказа.

Если динамическая афазия возникает при поражении левого полушария в грубой форме, пациент, дополнительно к основным отклонениям, будет испытывать проблемы с построением даже самых элементарных высказываний. На все вопросы он будет давать односложные ответы, в которых постоянно повторяются слова из поставленного вопроса. В некоторых случаях, из-за невозможности сформулировать ответ, он будет отказываться говорить на данную тему.

Динамическая афазия может протекать в тяжелой или легкой форме. При первой у пациента полностью исчезнут навыки активного общения с другими людьми. На все вопросы он будет отвечать «эхом», то есть употребляя повторно все сказанные ему слова. В особо тяжелых случаях больной имитирует движения собеседника.

При лёгкой динамической афазии больной еще имеет возможность разговаривать с собеседником и давать ответы на простые вопросы. При этом он использует словоформы для построения предложения, но здесь существуют проблемы с применением падежей. Также человек способен следить за развитием событий, но для этого собеседник должен придерживаться умеренного темпа разговора. Хотя степень тяжести заболевания не самая сложная, пациент не сможет беспрепятственно проходить тесты с логопедическими картинками.

Тотальная афазия

Эта речевая патология, при которой пациент лишается понимания речи окружающих, не может выражаться. Утрата речи происходит при обширных инсультах, тяжелых травм мозга. Тяжесть напрямую зависит от степени поражения и локализации очага.

Акалькулия афазия

Слово происходит от греческого А – частица отрицания и. Calculatio – счет, то есть нарушения способности считать и проводить вычислительные операции, даже самые простые. Характеризуется акалькулия поражениями коры головного мозга. Есть несколько видов нарушения. Первичная акалькулия является патологией в понимании чисел, разрядов, проблемами со счетом, непонимание знаков арифметики. Вторичная – часть нейропсихологического синдрома.

Такой тип развивается параллельно с другими нарушениями, такими как афазия, агнозия и другие. Если поражения находятся в височной части, могут наблюдаться проблемы с устным счетом. При поражениях в затылочной части, могут не распознаваться написанные цифры. Выделяются четыре типа акалькулии:

  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • оптическая;
  • условно-лобная.

Обычно акалькулия встречается отдельно от других нарушений редко, а происходит параллельно с иными речевыми и нейропсихологическими нарушениями.

Непонимание речи связано с поражениями в слуховом аппарате и дисфункцией артикуляции. Больной не может оценить правильность произношения слов другими людьми и у самого себя, при этом происходит раздражение от того что нет правильной коммуникации. Клиническая картина сенсомоторной афазии имеет специфические признаки, облегчающие диагностирование. Такими признаками являются:

  • Беглая речь или логорея,  изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • Жаргонна афазия – поток готовых фраз (пословицы, поговорки, парафраз).
  • Сильное перевозбуждение вплоть до состояния близкого к параноидальному.
  • Нарушенное звукопроизношение и понимание речи.
  • Правосторонняя гемианопсия.
  • Сглаживание носогубной складки. Лицо напоминает маску и выглядит неестественно.
  • Нарушения письма.

У детей и взрослых сенсомоторный тип схож по своим проявлением, симптоматике, этиологии. У детей афазия происходит из-за травм мозга.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,
иннервации речевого аппарата.

Клинические
формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел
двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается
звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность
произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением
характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также
нарушаются.

В зависимости
от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,
экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация
дизартрии по Е.Н.Винарской.

Обусловлена
поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,
находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые
параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений —
произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить
очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия
тех или иных мышц.

Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам
произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых
звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные
призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность
речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов
в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Возникает при
поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При
данной локализации очага поражения
характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными
движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом
уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном
отношении звуки, требующие более точных мышечных движений.

Является
следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом
мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.
Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)
и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются
при усложнении движения и повышения
уровня его произвольности.

Корковая
дизартрия

Следствие
очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие
нарушения как дезорганизация сложных
двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его
элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть
саливация.

Возникает при
поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,
скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения
темпа и плавности речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ помощь при АФАЗИИ для пациентов, проходящих нейрореабилитацию в клинике «Времена года»

В клинике
«Времена года» в комплекс нейрореабилитации, помимо прочих методов лечения, для
больных с нарушениями речи, предусмотрена логопедическая лечебная помощь.
Каждому пациенту составляется индивидуальная программа для пациента в
зависимости от формы афазии (дизартрии). Программа ориентируется на особенности
пациента (возраст, пол, уровень образования, особенности профессиональных
навыков до болезни и др.).

Моторная афазия
афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и
    бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны
    речи.
  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и
    чтения.
  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по
    осмыслению сложных логико-грамматических
    оборотов речи.
  11. Восстановление
    навыка развернутой письменной речи.

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Главная
    задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная
    программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Динамическая афазия

  1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности,
    организация произвольного внимания.
  2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического
    структурирования.
  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и
    письменном высказывании.
  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой
    речи.
  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с
    пространственным значением.
  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания
    логико-грамматических ситуаций.
  5. Работа над развернутым высказыванием.

Сенсорная афазия

  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция
    устной речи.
  11. Восстановление
    чтения и письма.

Акустико-мнестическая афазия

  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь пациентам при дизартрии

  1. Логопедический массаж.
  2. Логопедическая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Коррекция звукопроизношения.
Оцените статью
Стелла клиника
Adblock detector